ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ ‘ПОЛЕТОВ

1.1. СТРУКТУРА АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Выполнение полета современным воздушным суд­ном (ВС) связано с участием широкого круга авиа.- ционных специалистов различного профиля и /уровня! подготовки.

Авиационная транспортная система (АТС) выпол­няет функции подготовки, обеспечения и выполнения: полета. Она включает в себя следующие подсистемыг. воздушное судно (ВС), экипаж (Э), службу управ­ления воздушным движением (УВД), службы обес­печения полетов, каждая из которых может рассмат­риваться как самостоятельная система.

Подпись: В процессе обеспечения безопасности полетов; на летную эксплуатацию* воздействуют два незави-симых источника, которые включают управление летной деятельностью* и внесистемные факторы. Первый из них является? регламентирующим для: всех элементов АТС, а второй связан с особенно- : стями; и активными воздействиями окружающей -среды и; не- зависит от; свойств', системы.

В отличие от системы «Э — ВС» и системы; «УВД», которые взаимосвязаны функционально меж­ду собой в течение всего времени полета, элементы, системы «Обеспечение полета» взаимодействуют с системой «Э — ВС» лишь на отдельных: этапах под­готовки и выполнения полета (рис. 1).

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ 'ПОЛЕТОВ

Рис. 1. Структура АТС

Исходя. из структуры АТС в процессе летной экс­плуатации выделяют следующие/’виды управления летной деятельностью: регламентирующее — управ — .ление высшего уровня, осуществляемое через руково­дящие документы, наставления, приказы и т. д.; ор­ганизационное — управление производственной дея­тельностью, осуществляемое на уровне предприятий; управление полетом, осуществляемое экипажем (пря­мое) и диспетчерским составом УВД (опосредован­ное) . 7

Внешняя среда, являющаяся — внесистемным фак­тором, имеет переменные во времени и пространстве параметры состояния воздуха (температуру, влаж-. иость, ветер и др.), включает очаги с активной гро­зовой деятельностью и содержит неравномерно рас­пределенные объекты (птицы, шары-зонды, ВС и др.). Интенсивность и характер — воздействия внешней ■среды на систему «Э — ВС» зависят от географиче­ских, климатических и погодных условий, высоты и скорости полета, а наличие посторонних объектов создает угрозу столкновения с ними.

Общие ограничения по всем характеристикам оп­ределяются Едиными нормами летной годности (ЕНЛГС) как ожидаемые условия эксплуатации, под которыми понимаются условия, включающие в себя область расчетных условий, определенных ЕНЛГС, — эксплуатационных ограничений, а также рекомендуе­мых режимов полета, установленных для данного типа ВС при его сертификации. При этом ограниче­ния в соответствии с ЕНЛГС бывают предельные и эксплуатационные. Предельными считают такие огра­ничения. режимов, выход за которые недопустим ни яри каких обстоятельствах. Эксплуатационные огра­ничения —• это условия, режимы и значения парамет­ров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации ВС. Рекомен­дуемые — режимы полета ■— это режимы внутри обла — — сти, определяемой эксплуатационными ограничения­ми. Они устанавливаются Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) ВС.

Система «Обеспечение полетов» -имеет свои ‘структурные и функциональные особенности, различ­ное техническое оснащение, специфику работы и сос-

тав специалистов. Но вместе с тем с позиций систем­ного анализа можно назвать общие для всех служЙ факторы, определяющие эффективность их функцио­нирования.: Они включают в себя: уровень техниче­ской оснащенности службы; уровень организаций» работ и их обеспечение; функциональную эффектов-‘ ность технических средств; надежность технических средств; профессиональный уровень специалистов» служб; уровень дисциплины специалистов; уровень* контроля качества функционирования каждой служ­бы,,.и всей системы в целом.

…Функциональные связи и особенности взаимодейст­вия ^различных служб системы обеспечения полета с- системой «Э — ВС» определяются спецификой рабо — дьцкаждой наземной службы. Применительно к каж*- ,дой. службе могут быть определены специфические- здда. нее факторы, определяющие этап полета и вид,: взаимодействия с системой «Э — ВС».