ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ ‘ПОЛЕТОВ
1.1. СТРУКТУРА АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
Выполнение полета современным воздушным судном (ВС) связано с участием широкого круга авиа.- ционных специалистов различного профиля и /уровня! подготовки.
Авиационная транспортная система (АТС) выполняет функции подготовки, обеспечения и выполнения: полета. Она включает в себя следующие подсистемыг. воздушное судно (ВС), экипаж (Э), службу управления воздушным движением (УВД), службы обеспечения полетов, каждая из которых может рассматриваться как самостоятельная система.
В отличие от системы «Э — ВС» и системы; «УВД», которые взаимосвязаны функционально между собой в течение всего времени полета, элементы, системы «Обеспечение полета» взаимодействуют с системой «Э — ВС» лишь на отдельных: этапах подготовки и выполнения полета (рис. 1).
Рис. 1. Структура АТС |
Исходя. из структуры АТС в процессе летной эксплуатации выделяют следующие/’виды управления летной деятельностью: регламентирующее — управ — .ление высшего уровня, осуществляемое через руководящие документы, наставления, приказы и т. д.; организационное — управление производственной деятельностью, осуществляемое на уровне предприятий; управление полетом, осуществляемое экипажем (прямое) и диспетчерским составом УВД (опосредованное) . 7
Внешняя среда, являющаяся — внесистемным фактором, имеет переменные во времени и пространстве параметры состояния воздуха (температуру, влаж-. иость, ветер и др.), включает очаги с активной грозовой деятельностью и содержит неравномерно распределенные объекты (птицы, шары-зонды, ВС и др.). Интенсивность и характер — воздействия внешней ■среды на систему «Э — ВС» зависят от географических, климатических и погодных условий, высоты и скорости полета, а наличие посторонних объектов создает угрозу столкновения с ними.
Общие ограничения по всем характеристикам определяются Едиными нормами летной годности (ЕНЛГС) как ожидаемые условия эксплуатации, под которыми понимаются условия, включающие в себя область расчетных условий, определенных ЕНЛГС, — эксплуатационных ограничений, а также рекомендуемых режимов полета, установленных для данного типа ВС при его сертификации. При этом ограничения в соответствии с ЕНЛГС бывают предельные и эксплуатационные. Предельными считают такие ограничения. режимов, выход за которые недопустим ни яри каких обстоятельствах. Эксплуатационные ограничения —• это условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации ВС. Рекомендуемые — режимы полета ■— это режимы внутри обла — — сти, определяемой эксплуатационными ограничениями. Они устанавливаются Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) ВС.
Система «Обеспечение полетов» -имеет свои ‘структурные и функциональные особенности, различное техническое оснащение, специфику работы и сос-
тав специалистов. Но вместе с тем с позиций системного анализа можно назвать общие для всех служЙ факторы, определяющие эффективность их функционирования.: Они включают в себя: уровень технической оснащенности службы; уровень организаций» работ и их обеспечение; функциональную эффектов-‘ ность технических средств; надежность технических средств; профессиональный уровень специалистов» служб; уровень дисциплины специалистов; уровень* контроля качества функционирования каждой службы,,.и всей системы в целом.
…Функциональные связи и особенности взаимодействия ^различных служб системы обеспечения полета с- системой «Э — ВС» определяются спецификой рабо — дьцкаждой наземной службы. Применительно к каж*- ,дой. службе могут быть определены специфические- здда. нее факторы, определяющие этап полета и вид,: взаимодействия с системой «Э — ВС».